Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Экономика
17 août 2007

Ахас ТАЖУТОВ ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ В

Ахас ТАЖУТОВ

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ

В Туркменистане Москва выигрывает, а Ваштнгтон проигрывает

     Туркменистан, где новое руководство начинает постепенно определяться со своими внешнеполитическими и внешнеэкономическими приоритетами, находится сейчас в центре внимания мировых и региональных держав. По сути, они вступили в нешуточную борьбу за укрепление своего влияния в этой центрально-азиатской республике. Оно и понятно. Ведь речь идет о государстве, которая входит в число крупнейших в мире производителей природного газа.

     Джон С.К. Дейли, международный корреспондент агентства UPI (United Press International), характеризует сложившуюся к началу августа ситуацию так: «Спустя семь месяцев (после смены руководства в Ашгабате – ред.) в гонке за контроль над энергией Туркменистана однозначным победителем оказывается Россия с Китаем в качестве неудачливого участника состязания, тогда как Соединенные Штаты и другие западные нации по существу проиграли. Что же случилось? Ответом может послужить кредо риэлторов: «место расположения, место расположения, место расположения». У России преимущество, проистекающее из хоть и старой, но все же существующей системы энергетических транспортных трубопроводов, которые при решении ценовых проблем в состоянии обеспечить мгновенный приток доходов в казну Ашгабата. А американские и западные планы, напротив, предполагают прокладку колоссально затратных каспийских подводных трубопроводов в направлении Азербайджана, через море, чьи оффшорные воды еще должны быть разграничены решительным образом после почти 16 лет после распада коммунизма» World Peace Herald»,  Aug. 1 2007 г.).   

     То есть ясно, что в таких случаях обычно те, кто поставлен перед выбором, руководствуются правилом «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Москва и Пекин не имеют привычки перемежать свои предложения Ашгабату по сотрудничеству в энергетической сфере претензиями по ситуации с демократией и правами человека в Туркменистане. Тегеран – тем более. К тому же Россия, Китай и Иран в своих действиях в Центральной Азии руководствуются исключительно собственными экономическими интересами и при этом явного стремления попутно приспособить ресурсы государств региона к нуждам каких-то третьих, транзитных стран не выказывают.

     А США и другие западные державы льют воду, образно говоря, на мельницу таких близких своих союзников, как Грузия и Турция. То есть тогда, когда американцы и западноевропейцы предлагают планы и решения по маршрутам транспортировки энергоносителей из Центральной Азии, эти проекты бывают выстроены, прежде всего, в интересах Закавказья и Турции или Украины. Параллельно – в пику России или Ирану.

     Но у Запада есть свой плюс. Это – новые технологии и колоссальные инвестиционные возможности. И потом самой той же России ни газа, ни нефти не нужно. То же самое можно сказать и об Иране. А Западу энергоносители, по большому счету, нужны. Очень нужны. Поэтому настоящего бума в сфере производства углеводородов стран Центральной Азии без участия компаний США и других западных держав трудно себе представить. В этом можно убедиться хотя бы на примере Казахстана.

     Но Туркменистан – это нечто иное. Он идет несколько иным путем. При контактах с теми или иными странами Ашгабат придает большое значение не только потенциальной экономической выгоде от сотрудничества с ними, но и также тому, насколько уважительно их руководители ведут себя по отношению к туркменскому руководству и народу.

     Москва явно прекрасно осознает это. И уже давно. Так, в мае 2000 года в Кремле, когда настал срок отправляться вновь избранному главе государства с первым официальным визитом в Центральную Азию, президент В.Путин остановил выбор не на Астане и Бишкеке, которые на словах практически никогда не идут наперекор Москве, а на Ташкенте и Ашгабате, демонстрирующим достаточное своеволие. Такой же целевой визит в столицу Казахстана глава РФ нанес, кстати сказать, только в январе 2004 года, за два месяца до новых выборов…

     То есть Москва всегда готова демонстрировать Ашгабату должные знаки внимания. Это помогает ей быстрей всех договариваться с руководством Туркменистана по вопросам энергоносителей. Так произошло и в этом случае. В мае при встрече президентов России, Туркменистана и Казахстана было заключено соглашение о модернизации трубопроводной системы, соединяющей Россию и Туркменистан через территорию нашей страны. В июне руководство российского «ЛУКОЙЛа» объявило о получении у Ашгабата концессии на разработку трех нефтяных блоков в оффшорной зоне Каспия. Тогда же прошло сообщение о встрече Г.Бердымухаммедова с высокопоставленными руководителями российско-британского совместного предприятия «ТНК-ВР», добывающего нефть в России.

     В китайском направлении у Ашгабата тоже наблюдается прогресс. Президент Г.Бердымухаммедов распорядился создать Совет по осуществлению туркмено-китайского межправительственного соглашения о строительстве газопровода в китайском направлении и об экспорте природного газа из этой страны в КНР. Новая структура должна подготовить план мероприятий с целью налаживания экспорта туркменского газа в Китай, начиная с 2009 года.

     С Ираном у нового руководства Туркменистана связи также развиваются интенсивно. В июне Г.Бердымухаммедов совершил поездку в Тегеран. В августе должен состояться ответный визит иранского президента Махмуда Ахмадинежада в Ашгабат. Но главное – это то, что Иран планирует в этом же году увеличить импорт газа из Туркменистана почти вдвое - с 8 млрд. до 14 млрд. кубометров.

     Не остается в аутсайдерах в плане налаживания взаимовыгодных связей с новым руководством Туркменистана и Казахстан. Г.Бердымухаммедов принимал в Ашгабате не только президента Н.Назарбаева, но и также министра энергетики и минеральных ресурсов РК Б.Измухамбетова. И сам совершил ответный визит в Астану. Казахстану отводится ключевая роль транзитной страны в планах Туркменистана расширить поставки газа в Россию и наладить экспорт «голубого топлива» в Китай. Причем в последнем случае маршрут пойдет, видимо, в обход Узбекистана. Одним словом, Казахстан к «шапочному разбору» потенциальных экспортных объемов газа из Туркменистана явно не опоздал.

     А вот «Вашингтон, - как пишет Джон С.К. Дейли, - отчитывая Туркменистан по вопросу прав человека и даже не имея своего посла в Ашгабате во время ухода С.Ниязова из жизни, все еще находится на крутом менторском изгибе. Не сказать, что Россия имеет обязательную безопасность, так как за кулисами в ожидании находится Китай».

Американцы ждут перемен

     Америка, внеся выдающийся вклад в формирование в Казахстане наиболее частнособственнической на всем постсоветском пространстве экономической системы, теперь, похоже, сама начинает леветь. Примечательно то, что такой поворот наблюдается на седьмом году беспрерывного пребывания республиканской администрации у власти в Вашингтоне.

     Эта тема стала предметом рассмотрения редакционной статьи очередного номера британского журнала «Economist». Характерно ее название - «Америка начинает поворачивать налево?» Is America turning left?», The Economist, Aug 9th 2007 г.).

     Правда, нижеследующий подзаголовок несколько успокаивает тех, кого такой поворот, произойди он в действительности, мог бы ввергнуть в шок: «Возможно, но не таким путем, на какой надеются многие иностранцы (и некоторые американцы)» - «Probablybut not in the way many foreigners (and some Americans) hope».

     В общем, ничего экстраординарного не случилось. Но кое-что, способное заставить задуматься защитников американских ценностей, происходит. Вот как характеризует ситуацию автор вышеназванной статьи: «Для Джорджа Буша, президентство становится трагической историей непредвиденных последствий. Во внешней политике человек, который стремился трансформировать Ирак, Средний Восток и репутацию Америки, действительно добился революционных результатов, хотя и не таких, какие он ставил себе целью. Теперь что-то подобное, похоже, начинает происходить во внутренней политике. Самый консервативный президент в ближайшей истории, человек, который стремился превратить свои победы в 2000 и 2004 годах в гегемонию республиканцев, вполне может завершить тем, что ведомая им наиболее впечатляющая политическая машина Запада налетит на скалу».

     Это машина по итогам семи из последних десяти выборов привела в Белый дом республиканцев. То есть на протяжении последних десятилетий американский избиратель в большинстве случаев отдавал предпочтение правым. А нынешний президент считается самым правым из всех правых лидеров в недавней истории США.  В прошлом году демократы вернули себе большинство в Конгрессе, теперь они на пути к тому, чтобы вернуть себе президентство в 2008 году.

     И все же, успокаивает своих отдающих предпочтение правым взглядам читателей «Economist», «Америка, если даже она сдвинется влево, все также останется консервативной силой на международной арене». Просто сейчас большинство американцев после семи лет правления Дж.Буша хотят перемен.

Publicité
Publicité
Commentaires
Экономика
Publicité
Publicité